Во всём мире американского психолога А. Маслоу (1908 – 1970) знают в первую очередь как автора «пирамиды потребностей», в которой он представляет иерархическую систему мотивов поведения человека. Эта пирамида неоднократно становилась причиной ожесточённых споров психологов, маркетологов и менеджеров – мол, в реальных условиях пирамида не работает, и каждая из этих потребностей не может быть удовлетворена в полной мере, чтобы можно было переходить к следующей. На самом деле все эти споры безосновательны – всё дело в том, что никакой пирамиды Маслоу не рисовал.
Он действительно занимался изучением иерархии потребностей человека, но пирамида впервые появилась в 1970-х гг. в работах его последователей и популяризаторов как сильно упрощённое и схематичное изображение результатов исследований знаменитого психолога. С помощью этой схемы действительно проще объяснить теорию мотивации Маслоу, однако она не сводится к пирамиде. Кроме того, эта иерархия не столь строга и последовательна, как это представлено в пирамиде. Маслоу пишет:
Трансформация взглядов А. Маслоу на тему мотивации и потребностей человека заслуживает особого внимания.
В книге “Мотивация и личность”, изданной в 1954 г., А. Маслоу утверждает, что “потребности более высокого уровня возникают в сознании индивидуума только после удовлетворения потребностей более низкого уровня”, потому что “человек, обеспокоенный тем, как ему добыть хлеб насущный, не склонен размышлять о “высоких материях”, у него вряд ли возникнет желание погрузиться в изучение геометрии или посвятить себя борьбе за всеобщее и равное избирательное право, его не беспокоит репутация города, страны, в которой он живёт, - он озабочен более насущными вещами. Только удовлетворив, хотя бы частично, свои насущные потребности, он обретает возможность подняться на более высокие уровни мотивационной жизни, стать по-настоящему цивилизованным человеком, задуматься о глобальных проблемах - личностных, социальных, интеллектуальных”.
Но в 1971 г. в книге “Дальнейшие рубежи развития человека”, изданной учениками А. Маслоу после его смерти, включающей в себя статьи, не публиковавшиеся ранее или опубликованные в различных психологических журналах, он так описывает эволюцию своих взглядов:
“Основные теории мотивации, которыми руководствуется большинство людей, могут привести к депрессии и цинизму.
Теперь мне ясно, что удовлетворение базовых потребностей представляет собой не достаточное условие, а, скорее, необходимую предпосылку метамотивации. Мне известны люди, в которых очевидная удовлетворённость базовых потребностей сочеталась с “экзистенциальным неврозом”, потерей смысла и ценностей. Похоже, что метамотивация не выступает автоматическим следствием удовлетворения базовых потребностей”.
Поясним, что “глубочайшие, самые подлинные, самые фундаментальные составляющие истинного Я”
А. Маслоу называет бытийными (экзистенциальными) ценностями, ориентироваться, опираться на которые является сущностной потребностью, метапотребностью личности. Следствием депривации метапотребностей являются психические расстройства, болезни и патологии (метапатологии), которые снижают потенциал человека, в то время как “осуществление бытийных ценностей повышает или осуществляет человеческий потенциал”.
Если в начале своей научной деятельности А. Маслоу стоял на позициях бихевиоризма, то будучи зрелым учёным на склоне лет, он назвал бихевиористские и позитивистские теории “скудоумно ограниченными антитеориями”, негативно влияющими на мировоззрение общества и особенно на формирование системы ценностей подрастающих поколений, в то время как, по его мнению, “"высшие” ценности, духовная жизнь, высшие стремления человечества... представляют собой полноправный предмет научного рассмотрения и исследования”.
Поэтому будет справедливым полагать, что с точки зрения А. Маслоу духовность потенциально заложена в каждом человеке и связана с реализацией высших, бытийных человеческих потребностей:
“потребность в осмысленном труде, потребность в стремлении к идеалу, в ответственности, в творчестве, в справедливости, в том, чтобы делать то, что приносит пользу, и в том, чтобы делать это хорошо... Безответственные и замкнутые только на самого себя люди представляют сегодня большую угрозу, чем когда-либо в человеческой истории”; “если бы мы приняли в качестве главной цели образования пробуждение и осуществление бытийных ценностей... мы бы пришли к колоссальному расцвету нового типа цивилизации. Люди стали бы сильнее, здоровее и в большей мере взяли бы свою жизнь в собственные руки. Благодаря повышенной личной ответственности за свою жизнь и рациональному набору ценностей, управляющих производимыми выборами, люди начали бы активно изменять общество, в котором живут. Движение к психологическому здоровью представляет собой тем самым движение к духовному миру и социальной гармонии".
Вслед за А. Маслоу и многими, многими философами, психологами, педагогами, писателями, научными и общественными деятелями мы считаем, что главной причиной таких деструктивных проявлений, как психическое неблагополучие, алкогольная и наркотическая зависимости, депрессия, агрессивное, рискованное и суицидальное поведение, преступность среди подростков и в обществе в целом, являются не экономические и технологические, а именно экзистенциальные проблемы: отсутствие смысла жизни, отсутствие планов на будущее, отсутствие идеалов.
Добавим, что наряду с отсутствием глубокого понимания смысла жизни, наряду с отсутствием высоких жизненных целей на благо общества, у молодых людей, как и во всём обществе, отсутствуют знания и навыки построения гармоничных межличностных взаимоотношений, а именно навыки сотрудничества, коммуникативные навыки, навыки эмоционального интеллекта и навыки разрешения конфликтов.
___________
Использованы материалы портала “Культурология.рф” (kulturologia.ru)