"Наше будущее - наш выбор"​

программа по формированию навыков

духовно-нравственного развития,

навыков эмоционального интеллекта, коммуникативных

и конфликтологических навыков подростков

  • Галина Сурдуляк-Серебренникова

    директор Региональной общественной организации

    содействия инновациям в педагогике, психологии и медиации

    "Нравственное поколение", автор и ведущая программы


    В рамках конкурса “Лидеры России” в 2020 г. я реализовала социальный проект “Наше будущее - наш выбор” в ГБУ “Центр поддержки семьи и детства Планета семьи” при Департаменте труда и социальной защиты населения г. Москвы.

    31 декабря 2019 г. "Планета Семьи" и "Нравственное поколение" подписали договор о сотрудничестве.
    Программа проходила при поддержке администрации и психолого-педагогического коллектива "Планеты Семьи".

    Ресурсный центр осуществляет социальную поддержку семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
    Я и мои коллеги-психологи провели тренинговую программу по формированию навыков духовно-нравственного развития, эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, разрешения конфликтов и коммуникативных навыков для 23 подростков (13 - 18 лет) Стационарного отделения центра.

    Программа состояла из 14 занятий (52 часа), проводилась 2 раза в неделю с 16 января по 22 февраля 2020 г.

СТАТЬИ О ПРОГРАММЕ

«НАШЕ БУДУЩЕЕ – НАШ ВЫБОР»


Проведение диагностики

(15.01.2020)


В основе психолого-педагогической технологии “Человековедение” лежит научный подход к воспитанию ребёнка, поэтому при проведении психологических программ мы проводим диагностику до и после программы. На вводном занятии мы познакомились с ребятами, участвующими в тренинге, и провели первичную психологическую диагностику подростков. Использовали 8 методик, которые позволяют узнать об особенностях ценностно-смысловой сферы, измерить уровень тревожности, агрессивности и эмоционального интеллекта.

Ребята с интересом отнеслись к тестам, особенно к вопросам на тему уровня развития ценностно-смысловой сферы. В одной из методик нужно было продолжить фразу: "Смысл моей жизни в том, чтобы..." - и выполнить задание. У некоторых ребят этот вопрос вызвал растерянность и замешательство, кто-то спросил: "А разве в жизни может быть какой-то главный смысл? Я не знаю, что для меня в жизни главное! Я никогда об этом не думал..." Можно сказать, что уже на этапе тестирования подростки начали задумываться о тех темах, с которыми мы планировали работать.

По завершении занятия ребята не разбежались, мы ещё немного рассказали о будущей программе, а дети назвали темы, которые откликнулись у них больше всего: научиться разрешать конфликты, ставить правильные цели в жизни, разобраться в себе. Мы увидели, что интерес к тренингу у подростков есть, и им важно получить ответы на свои вопросы.

Первое занятие программы

"Наше будущее - наш выбор".

(17.01.2020)


Начали занятие с договорённости о правилах работы на тренинге, а также говорили о том, что без правил невозможно не только тренинг провести, но и выстроить гармоничные отношения с окружающими.

На занятии ребята тренировались соблюдать дисциплину, уважительно относиться к ведущим и друг к другу, осознанно выходить из состояния психологической защиты (спора, борьбы, протеста) и внимательно слушать говорящего. Мы поняли, что доверия ко взрослым у ребят мало, поэтому они демонстрируют неуважение, грубость, потребность спорить. Как психологи мы знаем, что во время спора новая информация не воспринимается, потому что в состоянии борьбы каждый лишь ещё больше убеждается в своей позиции, тогда время и силы спорящие тратят впустую и не замечают, как ранят друг друга, пытаясь во что бы то ни стало отстоять собственную правоту (“В спорах забывается истина. Прекращает спор тот, кто умнее” - Л. Н. Толстой). Большинство современных подростков не испытывает затруднений с тем, чтобы высказать своё мнение и отстоять свою точку зрения. А вот с тем, чтобы слушать и слышать другого, у наших детей большие проблемы. Многие в группе сказали нам, что никогда даже не ставили такой цели - понимать других людей. К счастью, они согласились, что это очень важный навык, который необходим каждому человеку, и выразили готовность учиться взаимопониманию на программе.

После занятия мы предложили желающим продолжить работу в рамках индивидуального консультирования. Ребята проявили активный интерес к такой форме работы, задали ведущим волнующие их вопросы и сказали, что некоторые темы им легче обсуждать не в группе, а наедине с психологом. Мы пообещали продолжить индивидуальную работу и выделить для неё специальное время”.

В конце каждого занятия ребята получали домашнее задание, с анализа которого начиналось каждое следующее занятие.

«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 2

(18.01.2020)


В начале тренинга мы ответили на вопросы детей, которые возникли у них после первого занятия, и начали работать с персональными целями на программу. Ребята говорили о том, что хотели бы разрешить конкретный конфликт в семье или с друзьями и в целом было бы здорово научиться разрешать все возникающие противоречия в отношениях с окружающими.

Работу по развитию эмоционального интеллекта начали с упражнения “Что я сейчас чувствую?”. Рассказали ребятам о значении эмоциональной сферы в построении гармоничных отношений, дали инструкцию для домашней работы по “Схеме функционирования чувств и эмоций”.

На вопрос ведущих, какие цели они ставят в жизни, подростки в основном отвечали однотипно: “Быть счастливыми”; “Закончить школу”, “После школы поступить в колледж”, “Не знаю”. Ребята сказали, что не ставят целей на более длительный срок и не могут сформулировать большие, глобальные цели на дальнейшую жизнь, потому что никогда об этом не задумывались, но хотят на нашей программе больше узнать о том, какие цели можно ставить в жизни.

На занятии мы уделили много времени выполнению правил и формированию атмосферы доверия и уважения в группе. Подростки сказали, что испытывают трудности в общении друг с другом и со взрослыми, грубое, неуважительное общение давно стало нормой жизни, но они готовы учиться взаимодействовать со всеми уважительно. Мы увидели, что у ребят есть большая потребность в том, чтобы взрослые относились к ним с уважением, любовью и одновременно с этим проявляли твёрдость, а при необходимости и строгость.

После групповой части занятия подростки обратились к каждому психологу с просьбой об индивидуальной консультации, несколько человек по 30 - 40 минут терпеливо ждали своей очереди.

В конце каждого занятия ребята получали домашнее задание, с анализа которого начиналось каждое следующее занятие. Все методические материалы находятся в нашей Базе знаний”.

Продолжение следует.

«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 3

(21.01.2020)


Тренинг начали с темы “ЗАЩИТА - ОБУЧЕНИЕ”, которая красной нитью прошла сквозь всю программу: на каждом занятии дети тренировались осознавать свои “любимые” способы психологической защиты, чтобы вместо них осознанно выбирать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Изучение темы собственной ответственности человека за всё, что происходит в его жизни, давалось подросткам непросто. Ребята признались, что для них привычно обвинять в своих проблемах и конфликтах кого-то другого, и для них стало настоящим открытием, что психологическая ответственность в любых отношениях и конфликтах у всех участников всегда равная (Закон “100 % на 100 %”).
Прочитали и обсудили притчу «Всё начинается с нас», поговорили о том, как своим психологическим настроем можно эффективно влиять на происходящее.

В продолжение темы ответственности прочитали материал “Комментарий к тесту “Скамейка””, ребята догадались о концовке рассказа. На вопрос ведущих: “Кто является такой скамейкой в вашей жизни?” - дети задумались и стали перечислять тех людей, кого они винят в своих неудачах, в том, что у них не ладится.

Продолжили практическую работу по развитию эмоционального интеллекта: в рамках специального упражнения подростки тренировались осознавать, называть и конструктивно (то есть безопасно для себя и окружающих) выражать любые свои чувства, в том числе такие, как бессилие, гнев, несправедливость, обида, боль, печаль и вина.

Специальное время мы выделили, чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят после прочтения материала «Модель гармоничного развития человека», в которой наши специалисты обобщили и структурировали идеи отечественных и зарубежных психологов и педагогов о возрастных этапах развития человека и о принципах выбора жизненных целей в соответствии с особенностями каждого возрастного периода. Говорили о том, каким может быть человек в преклонном возрасте, если он прожил свою жизнь осмысленно, принося пользу обществу и гармонично проходя каждый жизненный этап, - активным, здоровым, ощущающим ценность пройденного пути. Ребятам было трудно поверить, что такая жизненная перспектива возможна, но эта идея им очень понравилась.
Яркий интерес вызвала тема дружбы и, конечно, тема отношений с противоположным полом. К сожалению, за короткое время программы невозможно добиться кардинального пересмотра подростками всех сложившихся у них ошибочных, защитных убеждений о жизни. Мы предложили ребятам самостоятельно изучить «Модель гармоничного развития человека» и обращаться к ней в процессе жизни по мере необходимости.

В рамках индивидуальной работы с психологом подростки работали с темой чувств и эмоций, задавали вопросы по разрешению конфликтов в семье и с друзьями.

«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 4

(25.01.2020)


В первой части занятия прочитали и обсудили притчу "Про ложки". Дети слушали притчу очень внимательно, и, когда ведущий сделал паузу, ребята сами озвучили концовку притчи. И один из основополагающих законов построения гармоничных взаимоотношений: “Интересы группы (общества) - на первом месте, личные интересы - на втором месте”, - подростки восприняли с пониманием. Вместе с этим они выразили сомнение в том, что каждый человек в обществе готов опираться на этот принцип. Тогда ведущие напомнили о своей мечте - чтобы общество в своём духовно-нравственном развитии вышло на такой уровень, когда опора на сотрудничество и взаимопонимание является естественным выбором каждого человека (тем более, что в недалёком историческом прошлом эта идея в значительной степени нашла своё воплощение). Дети согласились с тем, что каждый человек способен влиять на происходящее со всеми.

Затем перешли к теме конфликтов, которая вызывала у ребят живой интерес на протяжении всей программы. Подростки сказали о том, что хотят научиться находить хорошее решение в конфликтах в семье и с друзьями. Кто-то из участников поделился, что в конфликтах, скорее, выбирает агрессивную позицию, кто-то, наоборот, чаще молчит и уходит в себя. Эти модели поведения привычны не только для детей, но и для взрослых.

В практической части ребята осваивали один из инструментов эффективного разрешения конфликтов: говорить о своих чувствах открыто и без обвинения.
Для многих это был первый в жизни опыт - искренне говорить о своих страхах, о том, что тревожит и расстраивает, о ситуациях, когда возникает обида или злость, а также о том, какие качества и черты характера ребята ценят друг в друге. Многие были растроганы до слёз.

Одному из участников нашей группы в этот день исполнилось 18 лет. До того, как попасть в ресурсный центр, парень уже провёл 1,5 года в колонии для несовершеннолетних за распространение наркотиков. Четверо его братьев и сестёр, возраст которых от 4-х до 14-ти лет, находились в других группах ресурсного центра. С первого занятия этот самый старший участник группы взял на себя роль лидера среди детей, с благодарностью воспринимал новые знания, помогал тренерам в работе со всеми ребятами и своим примером воодушевлял их быть искренними и открытыми.
Тренерская команда вручила ему открытку, денежный подарок и флешку с логотипом "Нравственного поколения", на которой сохранены все материалы, которые мы изучаем на программе. После достижения 18 лет подростки не могут оставаться в ресурсном центре (как правило, воспитанники любого возраста мечтают поскорее оказаться “на воле”), но он обратился к руководству центра с просьбой продолжить участвовать в программе, получил разрешение и приезжал на оставшиеся занятия аж из Подмосковья.

После занятия работа была продолжена уже не только в рамках индивидуального консультирования, но и в малых группах: если на первых тренингах подростки в группе ни в какую не хотели не то что рассказывать о своих проблемах, но даже признаваться в наличии проблем в отношениях, то теперь ребята стали ближе друг с другом и всё чаще поддерживали друг друга в решении конфликтов”.

«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 5

(29.01.2020)


Очередное занятие программы мы посвятили работе с конфликтами в группе. Притчу “Всё оставляет свой след” привели как иллюстрацию безответственного поведения в конфликтных ситуациях: когда человек не управляет своими эмоциями, он наносит другим душевные раны, которые остаются надолго.

На протяжении нескольких занятий ведущим пришлось приложить немало усилий, чтобы подростки допустили мысль, что можно общаться в группе - не только в ресурсном центре, но и в классе, во дворе, в семье - без постоянных ссор и скандалов, без взаимных обвинений и обид, без жестокости, буллинга и драк.

Зато дети, можно сказать, даже с радостью восприняли информацию о том, что чувства не делятся на “хорошие” и “плохие”. Мы предложили ребятам упражнение, в котором они учились осознавать, называть и конструктивно выражать и такие чувства и эмоции, как гнев, страх, истерика, бессилие, боль, обида, вина, и такие, как смущение, доверие, уважение, любовь, прощение, достоинство, спокойствие, вера. Тренироваться осознанно проживать свои чувства и эмоции ребятам было непросто и непривычно. Тем, кому было особенно сложно, подростки говорили слова поддержки, и для многих это был новый опыт - искренне поддерживать других.

Дети сказали, что, хотя они живут в ресурсном центре вместе, каждый день взаимодействуют и, казалось бы, хорошо друг друга знают, на наших занятиях они начали видеть друг друга с новых сторон: те ребята, от кого раньше ждали только агрессии и обвинений, оказывается, тоже расстраиваются, когда в группе не ладятся отношения, и переживают за каждого, кто оказался в ресурсном центре, особенно за тех, кто постоянно спорит и даже от помощи психологов отказывается.

В конце занятия мы прочитали ребятам притчу “О вертолёте”. Размышляя над смыслом истории, ребята поделились тем, что зачастую отказываются от помощи других, а потом обвиняют окружающих в том, что им никто не помогает, обвиняют других в своих проблемах и неудачах. Некоторые сказали, что увидели, как наша программа стала для них таким “последним вертолётом” из притчи, и для них это шанс по-настоящему изменить свою жизнь, они хотели бы использовать знания, которые получают на тренингах, чтобы помириться с родными, отказаться от курения, алкоголя, наркотиков, возобновить учёбу, поставить высокие цели в жизни и приносить пользу обществу.

Накануне вебинара произошла серьёзная ссора между подругами. Одна девочка толкнула другую, та упала и оказалась в больнице с ушибом позвоночника, а когда она вернулась в ресурсный центр, девочки поссорились ещё сильнее, дошло до взаимной ненависти. Подруги обратились к психологам с просьбой помочь им разрешить этот конфликт, и в результате работы на консультации каждая смогла увидеть свою ответственность (вину, ошибку) в конфликте, девочки простили друг друга и помирились.

«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 6

(1.02.2020)


На протяжении всей программы мы много работаем с темой чувств и эмоций. На прошлом занятии дети получили творческое задание: прочитать стихотворение “Чувства человеческие” и предложить для него свой вариант названия. В этом стихотворении в символической форме представлен наш инновационный подход к работе с эмоциональным интеллектом. Ребята зачитали свои варианты заглавия и назвали чувства, которые ощущают редко или которые им совсем не знакомы: безопасность, доверие, удовлетворение, уважение, любовь, принадлежность и принятие. Ещё дети перечислили чувства, которые они часто ощущают: бессмысленность, бессилие, гнев, боль, обида, вина, печаль, скорбь и разочарование.

На каждом занятии мы повторяем ключевую идею программы: у всех чувств и эмоций, вне разделения их на “позитивные” и “негативные”, есть важный смысл, у каждого чувства есть своя особая функция. Продолжили знакомиться с функциями чувств на примере чувства гнева, которое позволяет увидеть, например, что нарушены правила в отношениях, и помогает добиться того, чтобы правила соблюдались. Для подростков оказалось неожиданным, что чувство гнева можно использовать в отношениях конструктивно.

Надо сказать, что в день нашей первой встречи с участниками программы, когда мы увидели, в каком стиле подростки общаются друг с другом и со взрослыми, мы приняли решение, что не будем мириться с их грубостью и неуважительным поведением: с первого занятия строгое соблюдение Правил стало обязательным условием участия в тренинге. Сами дети говорили, что грубое и агрессивное поведение для них - это норма, причём не только в общении друг с другом, но и со взрослыми. Ребята признались, что сомневаются, получится ли у них научиться выражать чувства гнева и обиды конструктивно, смогут ли они действовать в конфликте по-новому.

Воспитатели ресурсного центра ежедневно сталкиваются с агрессивным, неуважительным поведением детей, как, впрочем, и учителя в современной школе, и родители сегодняшних подростков. Эта проблема носит глобальный характер и требует незамедлительного решения!

В упражнении “Разговор от сердца к сердцу” мы помогли ребятам открыто, уважительно, без обвинения сказать друг другу о своих чувствах и о том, что их волнует, попросить о поддержке и предложить свою помощь. В процессе такого разговора подростки с удивлением и радостью обнаруживали, что у них получается осознавать свои чувства и выражать их таким образом, чтобы разрешать конфликты и приходить к взаимопониманию с вчерашними обидчиками.

После групповой работы подростки по традиции обратились к психологам для индивидуальных консультаций. Работали в основном в малых группах. Обсуждали, как применять полученные на программе знания и навыки в жизни после выхода из ресурсного центра.

Несколько девочек обратились к психологам с проблемой, что они делают порезы себе на руках, чтобы справиться с болью, обидой, истерикой, желанием отомстить, ненавистью, яростью, отчаянием, возникающими из-за конфликтов в семье и школе: “Все эти эмоции просто разрывают меня на части! Когда я царапаю и режу себе руки, физическая боль хотя бы на какое-то время заглушает мою внутреннюю истерику. Это всё равно не очень-то помогает, но другие способы ещё хуже. Родители и учителя меня не понимают, запрещают резаться и пугают психушкой. Что мне делать?!” Нам пришлось провести целую лекцию о смысле и функциях чувств боли, обиды, гнева и всех относящихся к ним эмоций, чтобы убедить девочек в том, что стремление избавиться от этих состояний в корне ошибочно.

Мы показали несколько техник, которые позволяют проживать чувства и эмоции конструктивно, то есть безопасно для себя и окружающих. Девочкам понравились эти техники, мы договорились, что они больше не наносят себе телесных повреждений. До конца программы эту договорённость девочки соблюдали”.

«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 7

(5.02.2020)


Обсуждали с детьми материал “Зеркальный шар”, главная тема которого - многогранность человека и мира: в каждом человеке есть все “грани”, то есть все качества, черты характера, ценности, потребности, чувства, эмоции, мысли, поступки и т. д. Ребята озвучили те поступки и качества характера, за которые они себя осуждают: грубость, высокомерие, способность предать, обидчивость, замкнутость, низкая самооценка и неумение отказывать. На конкретных примерах подростки учились видеть в тех качествах, которые они в себе осуждают, важный смысл и полезную функцию. Например, свой вариант, в какой ситуации грубость может быть полезна, ребята предложили сами: с помощью грубости и агрессии можно защитить слабого. Дети согласились, что в каждой грани есть определённый смысл и польза, но находить этот смысл оказалось не так-то просто.

Одна из участниц программы поделилась, что осуждает в себе неумение сказать "Нет": находясь в подростковом коллективе, часто жертвует своими интересами и потребностями, практически безотказно выполняя просьбы других, о себе не заботится и обижается на ребят в группе за то, что её помощь не ценят, а ей самой помогают редко. При этом она призналась, что и сама раньше заботилась только о себе, а помогать другим начала год назад, когда пришлось ухаживать за мамой, которая после аварии перестала ходить. Дети сказали, что просто не задумывались, что ей в чём-то бывает нужна помощь, что на самом деле уважают её и ценят за доброту и умение поддержать, но говорить слова благодарности и поддержки им непривычно и без помощи психологов пока не получается. Для девочки было неожиданностью, что к ней так хорошо относятся в группе и что ребята переживают, когда она чувствует себя плохо. Мы помогли детям договориться открыто просить друг друга о помощи, а если не будет получаться договариваться самим, предложили обращаться за помощью к нам.

В продолжение этой темы обсудили два жизненных стиля, один из которых это привычный для современных подростков образ жизни, когда они редко задумываются о проблемах других людей, не заботятся об окружающих, сосредоточены на собственной выгоде, не ценят помощи, которую им оказывают, и даже не замечают своего эгоистичного, равнодушного, а порой и жестокого отношения к людям. Мы поделились своим видением и пониманием гармоничного стиля жизни, предложили подросткам научиться ценить огромные ресурсы, которые они получают от общества и государства, благодарить за помощь и поддержку своих родителей, учителей, воспитателей ресурсного центра, психологов и всех других людей.

На индивидуальной консультации семнадцатилетний участник, который оказался в центре, потому что избил человека, задал вопрос, как справляться с приступами агрессии, которые начались у него после нескольких лет занятий спортивной борьбой. Раньше он этими реакциями не управлял и, разозлившись, мог поломать мебель и даже ударить кого-то из близких. Парень рассказал, что работа с чувством гнева на прошлых занятиях помогла ему справиться с приступом агрессии в разговоре с мамой, которая приходила в центр накануне тренинга, чтобы разрешить давний конфликт с сыном с помощью психолога. Но действовать без агрессии в группе при возникновении конфликтов у него всё ещё не очень получается, а он хотел бы вообще исключить конфликты из своей жизни. Мы напомнили, что избежать конфликтов невозможно и не следует к этому стремиться, потому что конфликт является неотъемлемой, очень важной частью жизни.

Наоборот, необходимо научиться конфликты конструктивно разрешать. На консультации у подростка получилось увидеть свой вклад, свою ответственность в тех конфликтах, которые регулярно происходят в группе.
Договорились, что он каждый день будет применять освоенные на наших занятиях методики работы с эмоциями и откажется от насилия в отношениях со всеми людьми.

В этот день у меня был День Рождения. Ребята подарили мне открытки, сделанные своими руками, пожелали здоровья, счастья, сил, энергии, хорошего настроения и поблагодарили за программу, которая помогает им улучшать свою жизнь.


«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 8

(9.02.2020)


Занятие посвятили теме “Как быть успешным лидером (в семье, с друзьями, в группе)”: изучали “Алгоритм успешного лидерства” в рамках специального упражнения, в котором один участник осваивает Правила успешного лидерства, а остальные учатся поддерживать лидера.

Выступить в роли лидера вызвался ещё один семнадцатилетний подросток, который уже давно претендовал на роль главного в группе, но побаивался своего более агрессивного конкурента (о нём мы рассказывали в прошлом отчёте). Он сказал, что хочет научиться применять лидерские навыки в отношениях с друзьями, одноклассниками и в коллективе центра - не только со сверстниками, но и с младшими детьми, так как ещё до начала тренинга он попросил разрешения быть помощником воспитателя, чтобы помогать наводить порядок в группе.

Когда мы начали проводить занятия в «Планете семьи», мальчик находился в ресурсном центре уже несколько месяцев. Сам из российской глубинки, в московском ресурсном центре он оказался по стечению обстоятельств, когда попал в трудную жизненную ситуацию: пропала мама, которая одна воспитывала сына. Подросток учился в 10 классе, и ему разрешили посещать соседнюю школу. Он получал хорошие оценки, ходил на секцию по баскетболу и на первом тренинге сказал, что хочет стать профессиональным баскетболистом.
Он ответственно относился к нашей программе и каждый раз убеждал других ребят не пропускать занятия.

Парень поставил цель научиться формировать качества своего характера и управлять своими чувствами, поэтому его особенно заинтересовала задача стать успешным лидером для команды собственных "граней". Выполняя упражнение, он попросил о поддержке у каждого в группе. Надо сказать, что не все были готовы сразу поддержать его в роли лидера. Мальчик признался, что просить о помощи и поддержке ему было нелегко, раньше он этого в своей жизни не делал.

Другие дети тоже сказали, что просить о помощи сложно, это для них нечто новое, ведь привычнее всё делать самому, рассчитывать только на себя, а естественный и понятный способ взаимодействия с другими для них - соперничество и конкуренция. Это неудивительно, ведь в современном обществе делается большой акцент на развитии «конкурентоспособности личности», а навыку поддерживать другого человека, поддерживать лидера не учат ни в семье, ни в школе.
Обсуждали и другие причины, почему коллектив не поддерживает лидера: зачастую это происходит в тех ситуациях, когда лидер в первую очередь заботится о собственных интересах, а не о целях всей команды, а также из-за того что лидер сам не умеет поддерживать членов своей команды.

Мы сказали, что по-настоящему важные, серьёзные задачи можно успешно выполнить только в команде, без помощи и поддержки других людей не обойтись. Дети ответили, что хотели бы освоить навык просить о поддержке, научиться помогать другим, поддерживать людей. С помощью психологов у подростка получилось найти подходящие слова, дотронуться до сердца каждого и заручиться искренней поддержкой своей команды.

Когда он обращался к ребятам, то поделился, что для него очень важно разрешить конфликт в семье, из-за которого он несколько лет не общался с отчимом, братом и сестрой.
Скажу сразу, что после этого занятия он первый раз за 2 года повидался с родными. Он очень переживал и волновался, но разговор прошёл успешно, его приняли тепло, с радостью: они с отчимом помирились и договорились, что будут поддерживать отношения. В дальнейшем мальчик продолжил приезжать к ним.

На завершающем этапе упражнения ребята успешно выполнили групповое задание: "Представить название и девиз своей команды на 100 %". Смысл этого упражнения в том, чтобы помочь даже начинающему лидеру почувствовать стопроцентную поддержку команды. Если члены команды не поддерживают лидера, то человек чувствует себя плохо, теряет веру в свои силы, и может даже отказаться выступать в роли лидера, так и не раскрыв свой лидерский потенциал. Каждый участник группы увидел свою ответственность в создании дружной команды.

Друзья, напомню, что это упражнение, адаптированное для онлайн-формата, продолжает выполнять наш студент программы «Лидерство. Партнёрство. Сотрудничество». Поддержите его, пожалуйста, поддержите нас и напишите в чат «Человековедение» свой вариант названия и девиза команды нашего чата. Помогите нашему студенту почувствовать себя успешным лидером! Задача студента - собрать варианты названия и девиза команды всех участников чата. Поддержите, пожалуйста, нашего студента и нас!

Семнадцатилетний участник тренинга получил искреннюю поддержку в коллективе трудных подростков. Дети сказали, что чувствуют себя по-новому, доверия и уважения в группе стало больше.

На последнем занятии нашей программы мальчик сказал, что очень благодарен за все полученные знания и теперь хочет стать профессиональным психологом. В ресурсном центре он активно помогал воспитателям с младшими детьми, и все ребята поддерживали его в роли лидера.

Полученные в упражнении навыки помогли нашему участнику в решении ещё одной проблемы: он боялся, что после 18 лет ему придётся покинуть ресурсный центр и уехать из Москвы, бросив школу. Мы посоветовали ему попросить о поддержке директора ресурсного центра. Парень так и сделал, и его оставили в центре до конца 11 класса, чтобы он мог закончить московскую школу, а потом найти возможность остаться в Москве.

Благодаря упражнению по формированию команды ребята ощутили чувство общности и захотели продолжить групповую работу вместо индивидуальных консультаций. Дети спросили, как лидеру научиться ощущать чувство собственного достоинства, и мы рассказали, что чувство достоинства связано с целями, которые человек ставит в жизни: ощущать себя по-настоящему нужным и значимым, ощущать себя достойным членом общества можно только когда человек искренне заинтересован в других и приносит пользу людям. Эта идея была для ребят новой, и мы договорились продолжить обсуждение этой темы на следующем занятии.


«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 9

(12.02.2020)


Тренинг начали с ответов на вопросы, которые возникли у подростков в прошлый раз: из-за чего лидера не поддерживают в коллективе, или что делать, если, например, ребёнку кажется, что родители и учителя не поддерживают его в проявлении лидерства. Ребята тренировались говорить без обвинения о своих чувствах и с уважением и достоинством просить о поддержке.

Несколько участников попросили помочь им в разрешении конфликтов.
Девочка 15-ти лет рассказала, что сильно поссорилась с подругой из-за того, что та стала ревновать её к своему парню. На этом примере мы помогли ребятам лучше понять закон равной психологической ответственности участников конфликта ("100 % на 100 %") и рассказали о своевременности построения партнёрских отношений. В числе последствий того, что дети и подростки, психологически неготовые ко взрослым отношениям, пытаются начать взрослые отношения, - острые конфликты подростков друг с другом, потеря друзей из-за неумения разрешать конфликты, предательство, измены, обиды, расставания, агрессивная реакция, депрессия.

Мы попросили каждого в группе предложить девочке свою версию, в чём её ответственность и её вклад в этом конфликте и как надо поговорить с подругой, чтобы прояснить ситуацию и улучшить отношения. Ребята догадались, что нужно искренне сказать подруге о своих чувствах, попросить о поддержке, предложить ей поделиться знаниями, которые она уже получила на наших занятиях о том, как строить гармоничные отношения и разрешать конфликты, - ведь именно за этой информацией молодой человек стал обращаться к девочке, что и вызвало ревность подруги.

Дети задавали вопросы о том, как улучшить отношения в семье. Восемнадцатилетний участник нашей программы, которому разрешили после выхода из ресурсного центра посещать наши занятия (мы рассказали о нём в отчёте о 4-м занятии), попросил помощи в решении конфликта с бабушкой, у которой он жил после возвращения из ресурсного центра. Она очень боялась, что подросток после отбывания срока в колонии для несовершеннолетних вернётся к прежнему образу жизни в компании старых друзей, где он вместе с другими употреблял и распространял наркотики.

Парень сказал, что благодаря знакомству с психолого-педагогической технологией "Человековедение" поверил в то, что у него получится измениться самому и изменить свой образ жизни. Он серьёзно думал о том, как выстраивать свою жизнь, начал искать работу. Мы помогли ему понять, как говорить с бабушкой от сердца к сердцу, чтобы она со временем поверила в серьёзность его намерений. На следующем тренинге парень поделился, как прошёл разговор: бабушка тепло откликнулась, сказала, что сильно за него переживает, просила держать её в курсе по поводу своих планов на жизнь и всех возникающих проблем, а также больше рассказывать о том, что он изучает на наших занятиях.

Ещё в одном их семейном конфликте произошёл небольшой позитивный сдвиг. Парень был очень обижен на свою мать за то, что именно она написала заявление в полицию, после чего его судили и отправили в колонию. Полицейские говорили, что мать поступила правильно и тем самым спасла сына, остановив его движение по наклонной плоскости. Но он никак не мог отпустить свою обиду.
Его старшая сестра обратилась в органы опеки с жалобой на мать, которая употребляла наркотики. После проверки информации всех четырёх младших детей, 3-х, 6-ти, 10-ти и 12-ти лет, поместили в стационар ресурсного центра, обязав мать пройти лечение и найти работу.

Наш парень разозлился на сестру, из-за которой их братья и сестры оказались в приюте. На неё и на вторую старшую сестру он также обижался из-за того, что они не навещали его в колонии.
Когда наша полуторамесячная программа уже подходила к концу, сотрудники центра вместе с сотрудниками благотворительной организации предложили этой семье покрестить младших детей. Наш парень спросил у нас совета, стоит ли ему принять участие в церемонии крещения. Он сомневался из-за конфликта с матерью и сёстрами, с которыми не виделся уже 2 года. Мы сказали, что обязательно надо приехать и увидеться со всеми: "Даже если вы не помиритесь в этот раз, очень важно, что вы будете вместе в такой значимый для семьи момент!" Он поехал, активно помогал в крещении малышей. Примирения с родными не произошло, поговорить не получилось, но парень приехал из церкви радостный и воодушевлённый, поблагодарил нас за совет, сказал, что был рад всех увидеть.

После проработки нескольких конфликтов в общей группе все участники перечислили свои конфликты, в которых они хотели бы увидеть свой вклад, свою ответственность, свои ошибки, чтобы понять, как в дальнейшем нужно поступать для улучшения ситуации и улучшения отношений с окружающими. Многие из ребят впервые признались, что у них есть конфликты, по поводу которых они переживают.

В индивидуальной консультации пятнадцатилетний подросток попросил рассмотреть конфликт с бабушкой, его опекуном. В ресурсный центр он попал после того как украл у бабушки триста тысяч рублей - снял с карточки, это помимо прогулов в школе, употребления алкоголя и грубого, агрессивного поведения. По словам мальчика, раньше он во всех ссорах и проблемах обвинял бабушку, а после работы в группе первый раз подумал о том, как она себя чувствует! Он увидел, что сам виноват в их конфликтах, и ему стыдно за своё поведение. Мы поддержали его в решении искренне поговорить с бабушкой: признать свою вину, попросить прощения, сообщить о своём решении отказаться от грубости, вести себя уважительно и быть достойным человеком.

Мы порадовалась, что тема конфликтов перестала вызывать у ребят страх и отторжение, они всё больше убеждались в том, что могут научиться находить хорошее решение в конфликтах и влиять на события своей жизни.

На этом этапе работы к нам обратились редакторы московской районной онлайн-газеты с просьбой написать статью о программе «Наше будущее – наш выбор». Материал опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы mos.ru".


«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 10

(15.02.2020)


В течение программы мы уделили большое внимание теме межличностных конфликтов, в которой невозможно разобраться без понимания того, что такое внутриличностные конфликты. На оставшихся занятиях ребята тренировались осознавать противоречия внутри собственной личности.

Семнадцатилетняя участница, которая каждый день ссорится с подругой, спорит с воспитателями и пререкается с ведущими на тренинге, призналась, что во время конфликта начинает грубить, потому что не может управлять своими эмоциями: «У меня часто бывает такое, что я хочу одновременно плакать, смеяться и ударить кого-нибудь. После наших занятий я уже легче справляюсь с такими состояниями, но мне всё ещё бывает очень плохо от себя самой».

Когда она продолжила рассуждать на тему своего внутриличностного конфликта, то поняла, что, с одной стороны, привыкла считать себя плохой, выступая в таком имидже в глазах окружающих, а с другой стороны, на нашей программе она начала задумываться о том, что ей нравится приносить пользу другим, и стала помогать воспитателям с детьми в младшей группе (куда её перевели во избежание жёстких конфликтов в подростковой группе). На занятия девочка приходила заранее и организовывала ребят, чтобы подготовить помещение к тренингу, но, когда кто-то хвалил её за помощь, привычно отвечала: «Я никому не помогаю, я ненавижу помогать! И всех ненавижу!»

Мы уже далеко не в первый раз озвучили идею о том, что внутренние противоречия приводят к конфликтам с окружающими, но эта мысль всё ещё кажется детям необычной. Мы помогли девочке назвать и признать в себе эти разные части, которые "живут" в ней одновременно: желание мстить, причинять вред и намерение проявлять себя в роли лидера и приносить пользу другим. Она сказала, что увидела нарушенную коммуникацию внутри себя, а ещё что она очень устала от конфликтов с самой собой.
В рамках уже знакомой ребятам техники развития эмоционального интеллекта она смогла конструктивно, то есть безопасно для себя и окружающих, прожить такие состояния, как смущение, истерика, протест, презрение, высокомерие, одиночество, подавленность, несправедливость. К этой работе присоединилась вся группа - каждый смог осознанно прожить свои чувства и эмоции, получив поддержку команды, и ощутить внутренний эмоциональный баланс.

Одной из участниц это упражнение давалось очень тяжело, так как, по её словам, она никогда ничего не чувствует. Девочка оказалась в ресурсном центре, потому что жила с бабушкой, но поссорилась с ней и решила уйти жить в детский дом. К сожалению, сейчас такие истории, когда дети отказываются жить в родной семье и даже подают на своих родителей в суд, не редкость. Групповая и индивидуальная работа на программе помогла девочке понять, что она неосознанно подавляет все чувства, чтобы не ощущать боль из-за потери родителей и нарушенных отношений с бабушкой.

Мы провели для неё и для всей группы упражнение-визуализацию, которая помогает гармонично прожить печаль, скорбь и боль, связанные с потерей кого-то из близких или долгой разлукой с близким человеком. Эта работа тронула всех, потому что, конечно, для каждого в группе актуальна тема разрыва с близкими. Как правило, дети, в семьях которых серьёзные конфликты или у которых разорвана связь с кем-то из близких, считают себя нелюбимыми. Мы рассказали о том, что любовь – это содержание всех отношений, она никогда не уходит из сердца, но, если отношения в семье нарушены, близкие ощущают эту любовь как напряжение, тяжесть, боль, закрывают сердце, так как не умеют справляться с такими эмоциями и не могут проявлять свою любовь открыто. А внутри, в глубине души, любовь родителей к детям, детей к родителям и всех членов семьи друг к другу есть всегда. Дети сказали, что в эту идею сложно поверить, ведь в их семьях - очень тяжёлые конфликты, но если это действительно так, то становится легче воспринимать всё происходящее.

В этот раз индивидуальные консультации проводили в рамках общей группы. Несколько ребят попросили слово и сказали о том, какие новые цели хотят поставить себе в жизни. Парень, с которым мы работали на тему агрессии (мы рассказали о нём в отчёте о 7-м занятии), поделился, что хочет стать репером и через творчество рассказывать о своём жизненной пути, чтобы помогать людям делать правильный выбор в жизни, не повторять его ошибок, о которых он теперь жалеет. А ещё он сказал о том, что своей музыкой хочет помогать людям гармонично проживать чувства и эмоции. Одна из наших любимых методик, которую мы разработали в рамках психолого-педагогического подхода «Человековедение», "Музыка сфер", помогает с помощью прослушивания и "проживания" через движения музыкальных композиций, а также с помощью анализа текстов песен проживать любые чувства и эмоции безопасно и даже с удовольствием. Мы поделились с ним нашей подборкой композиций.

Другой участник сказал, что на нашей программе ему больше всего откликнулась идея делать в жизни что-то важное для людей, и пока он не знает конкретно, что это могло бы быть, но он будет думать об этом и чувствует воодушевление. Подросток был немногословен, на программе мало рассказывал о себе, но в этот раз поделился, что хочет изменить свою жизнь, не хочет возвращаться к прошлой компании, где употреблял наркотики. И мы, и все ребята поддержали его в этом решении. Договорились на следующем занятии обсудить, какие шаги помогут ему осуществить своё новое решение.


«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 11

(19.02.2020)


Тему занятия мы назвали так: "Как научиться говорить с любым человеком от сердца к сердцу. Как гармонично обходиться с тёмными сторонами жизни".
Основную часть тренинга дети тренировались искренне, уважительно и без обвинения говорить друг другу о своих чувствах. Подростки давно просили повторить это упражнение. Если честно, мы этому не удивились, потому что во всех без исключения группах, в которых мы работали на протяжении двух десятков лет, эта техника становилась одной из самых любимых и у взрослых, и у детей. Здорово, что в этот раз пришли ребята, которые пропустили это упражнение в прошлый раз.

Говорить о страхе, растерянности, обиде и злости, возникающих в конфликтах с друзьями и близкими, ребятам было непросто, но, начиная открывать сердце, подростки всё смелее шли дальше, признаваясь друг другу в своих страхах: "Я очень хочу, чтобы мама бросила пить. А вдруг я не смогу ей помочь?", "Я боюсь, что не получится помириться с родителями... бабушкой... отчимом... сестрой...", "Мне страшно, что по выходу из ресурсного центра я не смогу по-новому построить свою жизнь..."

Мы увидели, что ребята стали задумываться о проблемах других людей, почти все сказали о том, что, хотя и не показывают вида, но очень переживают друг за друга из-за сложных жизненных ситуаций, в которых они оказались. Несколько участников решили не терять времени и в процессе упражнения с помощью психологов сказать друг другу важные слова. Дети говорили о том, что им важна их дружба и они сильно расстраиваются, когда, нагрубив друг другу, ссорятся и прекращают общение, попросили друг у друга прощения и пообещали в будущем помогать друг другу не замыкаться в себе, а говорить о своих чувствах и проблемах искренне, как сегодня на упражнении.

Одно из заданий заключалось в том, чтобы озвучить, к кому и в каких ситуациях дети чувствуют благодарность. Участники не сразу смогли справиться с заданием, потому что думать и говорить на эту тему им было непривычно, многие просили помощи у ведущих. В результате у всех получилось поблагодарить друг друга за поддержку и помощь в трудных ситуациях и сказать слова благодарности своим родителям, другим членам семьи, учителям, сотрудникам центра и ведущим программы "Наше будущее - наш выбор".

Ребята сказали, что им было непросто выполнять все задания, но эта работа была для них очень важна, они лучше друг друга поняли, своей искренностью растопили сердца друг друга, многие были растроганы до слёз.

Знакомя ребят с концепцией психологического и духовно-нравственного развития личности "Человековедение", мы рассказывали им о ситуации в стране и мире, обсуждали международные конфликты и общемировые проблемы в экологии, экономике и социальной сфере. В упражнении "Разговор от сердца к сердцу" дети говорили не только о своих проблемах и трудностях в семье, но и о том, что переживают из-за сложной обстановки в мире. Мы считаем это важным достижением и значимым результатом программы.

Несмотря на то что в группе поработали глубоко и продуктивно, возникло много индивидуальных запросов. На прошлом занятии мы договорились с одним из участников поделиться своими идеями о том, какие цели он может ставить в жизни, чтобы осуществить своё решение помогать людям. Он сказал, что не может определиться с профессией и переживает по этому поводу. Мы поговорили о том, что при выборе профессии важно в первую очередь ориентироваться не на свои желания и предпочтения: «Что мне нравится делать?» - а на то, что важно для общества: «Какие в обществе есть проблемы? Чем я могу быть полезен другим людям?» Ещё мы напомнили, что, по большому счёту, какую бы сферу деятельности он ни выбрал, «самая главная в жизни профессия – быть человеком» (композиция гр. “Непоседы” - "Быть человеком"). Поэтому каждому молодому человеку следует прежде всего направить своё внимание на то, как устроен мир взаимоотношений, и учиться строить гармоничные отношения с людьми и самим собой. К тому же профессии в современном обществе очень быстро устаревают и одновременно появляется много новых видов деятельности. К выбору профессионального пути важно подготовиться в целом: обрести знания в школе, потом колледже или вузе, научиться ответственности и трудолюбию, воспитать в себе целеустремлённость и готовность приносить пользу обществу.

Тринадцатилетний участник, который совсем недавно попал в ресурсный центр, рассказал о конфликте в семье: его взяли из детского дома молодые приёмные родители, но не справились с проблемами в воспитании и отказались от него. Он сказал, что сильно обижен на них, чувствует несправедливость и злость. Психологи помогли мальчику увидеть свою ответственность, свою неправоту в этой ситуации: он не слушался приёмных родителей, говорил неуважительно, кричал на них за то, что заставляют его ходить в школу, запрещают курить и употреблять наркотики. Мальчик увидел, что до нашей программы не знал, как по-другому справляться с эмоциями, не знал, как разрешать конфликты, как строить отношения в семье, а главное, этого не знали его приёмные родители. По большому счёту, ни у него, ни у них не было шансов выстроить отношения по-другому. По итогу консультации он сказал, что теперь лучше понимает своих приёмных родителей, меньше обижается и очень хочет, чтобы информацию, которую мы даём на программе, знали все родители, особенно приёмные, а ещё лучше, чтобы такие программы были в каждой школе. Мы сказали ему и всем ребятам, что, участвуя в программе «Наше будущее – наш выбор», они уже помогают нам реализовывать проект "«Человековедение» – единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах".

На следующем занятии мы запланировали провести итоговое тестирование, чтобы представить результаты программы руководству ресурсного центра, на конкурсе «Лидеры России» и всем заинтересованным лицам, которые могут способствовать внедрению психолого-педагогической технологии «Человековедение» в систему образования на государственном уровне.


«Наше будущее - наш выбор»

Занятие 12

(22.02.2020)


Это было последнее занятие программы, на котором мы провели повторную (выходную) диагностику, чтобы представить результаты нашей программы руководству ресурсного центра, жюри всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» и всем тем, кто может помочь в реализации проекта “«Человековедение»: единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах” на федеральном уровне.

Так как работа на программе в первую очередь была посвящена формированию у детей гармоничных ценностных ориентиров, за основу диагностического пакета мы взяли методики, направленные на изучение ценностно-смысловой сферы личности подростков, которые используются психологами в государственных образовательных учреждениях.
Дополнительно мы применили тесты, с помощью которых специалисты ресурсного центра диагностируют психологическое состояние поступающих в стационар детей: методики для определения уровня тревожности, уровня агрессивности, а также уровня самооценки.

Всего мы использовали 8 тестов для определения следующих показателей:
- степень сформированности ценностно-смысловой сферы личности подростков,
- степень сформированности у подростков нравственных ценностей,
- особенности системы жизненных смыслов,
- проблемные области ценностно-смысловой сферы (искажённые представления о себе и о мире, сформированные в результате перенесённых психологических травм),
- вид ценностной направленности личности подростков (направленность на самого себя, на своё ближайшее окружение или на общество и мир в целом),
- доминирующий тип мотивации (ориентация на личные, эгоистические интересы либо ориентация на сотрудничество с другими людьми),
- уровень тревожности,
- общий уровень агрессивности, уровень физической и вербальной агрессии, раздражительности, враждебности, подозрительности, уровень склонности чрезмерно обвинять себя и обижаться на окружающих,
- уровень эмоционального интеллекта (умение понимать свои эмоции и эмоции других людей; умение управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей).

После первого, входного тестирования дети говорили, что им трудно было разобраться в содержании вопросов, потому что они редко задумываются о том, как строят отношения с другими людьми и как ведут себя в конфликте. Им непросто было рассуждать о своих целях в жизни, непривычно описывать своё эмоциональное состояние. Особую трудность вызвало задание, где требовалось продолжить предложение: «Смысл моей жизни состоит в том, чтобы…». Подростки сказали, что во время тестирования перед началом программы им впервые пришлось задуматься над этими темами.

На повторном, выходном тестировании, после месяца занятий, участникам было легче отвечать на вопросы тестов, они работали быстрее, не проявляли прежней растерянности и по завершении диагностики сказали, что выполнять задания им было интересно.



РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

"НАШЕ БУДУЩЕЕ - НАШ ВЫБОР"


Тесты показали, что у детей изменились представления о мире и о себе, жизненные ценности и цели. Обобщая результаты, можно сказать, что до прохождения программы дети видели смысл своей жизни прежде всего в том, чтобы быть свободными и получать удовольствие от жизни, то есть выбирали эгоистические и гедонистические смыслы, а теперь для них стало важным совершенствовать себя, помогать другим людям и улучшать мир, а это уже смыслы самореализации и альтруистические смыслы.

В первом тестировании в задании, где нужно было выбрать два своих самых заветных желания, больше половины участников ответили, что хотят исполнить свои собственные желания, двое в группе выбрали в качестве своего заветного желания вариант: «Отомстить всем, кому хотел».
В итоговом тестировании больше половины детей выбрали пункты: «Я сделал бы счастливее свою семью / друзей», «Я бы сделал всех людей немного добрее». Другими словами, преобладающая у детей личностная направленность на себя по завершении программы стала меняться: появилось больше направленности на помощь ближайшему окружению, направленности на общество и мир в целом.

В тесте, определяющем уровень социализации и доминирующий тип мотивации, где детям нужно было подумать, как они вели бы себя в различных сложных, конфликтных ситуациях, в этот раз участники реже отвечали: «Не знаю, как я поступил бы, зависит от обстоятельств / от настроения», «Как все будут делать, так и я», - и чаще выбирали вариант ответа, где речь шла о помощи другим: "Предложу свою помощь", "Вступлюсь за обиженного".
У каждого в группе уменьшились неконтролируемость поведения, склонность подчиняться обстоятельствам, импульсивность, инфантилизм, ребята стали больше ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ориентироваться на сотрудничество.

Сравнивая результаты первичного и итогового тестирований, мы увидели, что у детей начали происходить изменения в картине мира: убеждения о враждебности и непредсказуемости мира (которые формируются вследствие психологических травм) стали уступать место таким убеждениям, как "В людях есть не только злоба, но и доброта", "Я могу влиять на мир, я могу влиять на других людей", "Мир устроен справедливо", "Я нужен в этом мире, я нужен людям". У подростков улучшился образ «Я», то есть стало больше ощущения собственной ценности, появилось восприятие себя как того, кто достоин уважения и любви.

Улучшилось психологическое состояние детей, у которых в начале программы был критически высокий уровень тревожности - по завершении программы показатель снизился до высокого на границе со средним и до среднего уровня.

Существенно снизился у подростков уровень агрессивности. У тех, кто ходил регулярно, значительно уменьшился уровень физической и вербальной агрессии, стало меньше враждебности, негативизма, подозрительности, склонности чрезмерно обвинять себя и обижаться на окружающих.

Так как развитию эмоционального интеллекта на занятиях было уделено много внимания, мы рассчитывали добиться серьёзных изменений у ребят по этому показателю. У всех подростков, принявших участие в программе, эмоциональный интеллект был на низком уровне (максимальные значения - средние на границе с низкими). По итогу повторной диагностики у 4-х участников уровень эмоционального интеллекта стал высоким, у остальных – средним на границе с высоким, и всего у двоих остался низким, но уже на границе со средним. Почти у всех детей мы увидели высокий уровень понимания эмоций других людей. Понимание своего эмоционального состояния также улучшилось.

Важно отметить, что в итоговом тестировании мы обнаружили меньше социально желательных ответов, то есть ответов, которые испытуемые дают с целью приукрасить реальность, показать себя с лучшей стороны, скрыть свои проблемы и недостатки, - ребята отвечали уже более открыто и честно, можно предположить, они стали чувствовать себя увереннее, в целом ощущали больше доверия.

Наблюдая за поведением детей на протяжении программы, мы отметили, что атмосфера в группе изменилась: ребята начали лучше друг друга понимать, в отношениях появилось доверие и уважение, ссор между ними стало меньше. Если раньше в результате конфликтов подростки, как правило, прекращали общение друг с другом, зачастую надолго, то, благодаря участию в программе, они перестали выходить из коммуникации вследствие конфликтов и научились говорить друг другу о том, что им не нравится в их отношениях и что они хотели бы изменить.

Мы понимаем, что 1,5 месяца занятий – это очень небольшой срок для психологической работы, тем более, для работы по формированию духовно-нравственной сферы личности, но мы рады тем результатам, которых удалось достичь! Дети разрешили множество затяжных конфликтов в семье и с друзьями, а также с сотрудниками ресурсного центра, начали говорить о своих чувствах открыто и без обвинения, перестали прибегать к физическому насилию и словесной агрессии, изменили отношение к конфликту, стали задумываться о жизненных целях и о том, как они могут приносить пользу обществу.

Сравнительный анализ индивидуальных результатов первичной и итоговой диагностики участников программы “Наше будущее - наш выбор” мы выложим в отдельном документе.

Ко всем изучаемым темам ребята получали методические материалы. Многие бережно хранили свои папки с домашними заданиями, изучали их самостоятельно и задавали по ним вопросы на ближайшем тренинге или на индивидуальной консультации.

К сожалению, было невозможно организовать посещение каждым ребёнком всех занятий программы, без пропусков не обошлось: по окончании срока пребывания в стационаре детей забирали домой, несколько человек отправили в больницу, одного подростка направили в Центр реабилитации для лечения зависимостей, целая группа ребят ходила на курсы подготовки к ЕГЭ. Это была дополнительная сложность в нашей работе, потому что к основному составу периодически присоединялись новички, и нам приходилось каждый раз заново объяснять им пройденные темы. По этим же причинам не все участники программы смогли пройти итоговую диагностику.

На индивидуальном консультировании тринадцатилетний участник, который был только на последних двух занятиях, попросил рассказать, что такое «состояние психологической защиты» и «состояние обучения», о которых мы говорили на программе. Ребята сами вызвались объяснить ему эту тему: “Когда человек находится в состоянии психологической защиты (спора, борьбы, протеста), невозможно воспринять новую информацию, поэтому возникают трудности в обучении и общении, да и хорошие отношения ни с кем построить не получается. В «состоянии обучения» (в сотрудничестве) человек настроен на то, чтобы усвоить новую информацию, разрешить конфликт, выстроить хорошие отношения”. Ребята поделились с ним опытом, как замечать в себе состояние защиты / протеста и настраиваться на сотрудничество с окружающими.

Участница, пропустившая бОльшую часть программы из-за пребывания в больнице, попросила совета, как ей помочь родителям чувствовать себя лучше после развода и как ей самой справляться с этой ситуацией. Девочка осталась с папой, но родители продолжали конфликтовать, и им было не до неё. Полтора года она не ходила в школу и не видела смысла в учёбе. Девочка сказала, что прислушалась к нашему совету и приняла решение вернуться к учёбе, подтянуть свои знания, чтобы успешно закончить школу.
Мы сказали, что тем самым она и своим родителям сможет помочь, потому что они будут спокойны хотя бы за неё, за её будущее. Мы напомнили ребятам притчу «Всё начинается с нас», в которой речь идёт о том, как даже маленький ребёнок может повлиять на улучшение отношений между всеми членами семьи, если принимает решение жить по-человечески, то есть опираться на законы нравственности и принципы построения гармоничных отношений.

Дети не хотели расходиться, но мы сказали, что встретимся с ними через неделю, чтобы сделать отчётный видеоролик для презентации программы "Наше будущее - наш выбор" на конкурсе «Лидеры России». Всех ребят мы пригласили принять участие в съёмках.

Диагностический пакет программы “Наше будущее - наш выбор”



Съёмка отчётного видеоролика о программе

"Наше будущее - наш выбор"

(29.02.20)


Через неделю после завершения программы мы встретились с ребятами, чтобы снять видеоролик о социальном проекте для конкурса управленцев "Лидеры России".
Директор ресурсного центра Скуратова Евгения Владимировна попросила видеооператора Юрия Александровича Сенькина помочь нам со съёмкой. С Юрием мы сразу нашли общий язык и вместе определили концепцию ролика, который был полностью отснят и смонтирован всего за один день.

Мы, ведущие, сжато рассказали о целях и результатах программы. Евгения Владимировна тоже сказала несколько слов о программе.
Ребятам мы предложили коротко сказать, что важного и ценного они узнали на занятиях и как полученные знания им удалось применить в жизни. Мы переживали, что дети будут волноваться, стесняться перед камерой, но подростки быстро освоились в съёмочном процессе и с удовольствием помогали нам: предлагали идеи, как лучше встать перед камерой, что поместить на задний план. Это был увлекательный творческий процесс!

В этот день мы провели традиционную работу в малых группах, несколько планов которой тоже вошли в отчётный видеоролик. Ребята говорили, какие темы программы откликнулись у них больше всего, а также задавали новые вопросы.

Одна из участниц, которая на протяжении нескольких занятий не хотела работать с чувствами и эмоциями, так как боялась потерять контроль над собой, сказала, что благодаря нашим упражнениям ей стало легче, в последнее время она начала ощущать радость от общения с друзьями и помогла им разрешить несколько конфликтов.

Пятнадцатилетняя девочка-подросток, которую через две недели после начала программы забрали домой, приехала в день съёмки. Во время работы в малой группе она попросила помочь ей разобраться с тем, что у неё постоянно возникают конфликты с противоположным полом, а также она хотела понять, как вообще её воспринимают окружающие. Ведущие и другие ребята сказали девочке о том, что её поведение в повседневной жизни выглядит как слишком эмоциональное, вызывающее и парни воспринимают это как флирт. Для неё такая обратная связь оказалась очень неожиданной, признать реальность было непросто, но девочка справилась с эмоциями, поблагодарила группу за честность и сказала, что хочет изменить эту ситуацию.

В конце съёмочного дня мы попросили детей в общей группе подвести итоги работы на программе. Итоговая "поделёжка" была очень трогательной.
Ребята поблагодарили ведущих за ценные знания, за терпение и настойчивость в общении с ними, за эффективную помощь в разрешении конфликтов. Друг другу они тоже сказали спасибо за помощь и поддержку, все согласились, что в группе стало больше доверия и взаимопонимания.
Мы дали ребятам напутствие - в дальнейшем помогать друг другу изучать мир отношений, открывать себя и других с новых сторон, действовать по-новому в конфликтах, во всех сферах жизни опираться на законы построения гармоничных взаимоотношений. Все участники сказали, что хотели бы продолжить программу, потому что занятия помогают им в жизни.

Мы попрощались с детьми и вместе с нашим оператором Юрием ещё несколько часов работали над монтажом ролика.
Материала получилось больше, чем поместилось в утверждённом условиями конкурса трёхминутном формате. В ближайшее время мы выложим расширенный вариант видеоролика.

С руководством "Планеты семьи" мы договорились о продолжении программы, но, к огромному сожалению, сразу после съёмки ресурсный центр закрыли на карантин из-за пандемии и мы не смогли возобновить занятия. Мы оставили ребятам свои контакты, чтобы они могли связаться с нами в дальнейшем.

Мы благодарны всем участникам, администрации и сотрудникам центра "Планета семьи" за помощь в реализации программы "Наше будущее - наш выбор"!
Огромное спасибо директору центра Скуратовой Евгении Владимировне за поддержку идеи проведения программы и многоплановую помощь на каждом её этапе.
Отдельное спасибо нашему оператору Юрию Сенькину за прекрасный видеоролик, который включён в презентацию психолого-педагогического подхода "Человековедение" в работе с подростками.

Я рада, что мы, команда "Нравственного поколения", провели пилотную программу "Наше будущее - наш выбор" в рамках проекта "«Человековедение»: единая программа воспитания в школах, колледжах, вузах".

Друзья, поддержите идею внедрения на федеральном уровне психолого-педагогической технологии "Человековедение" в качестве одного из основных модулей Программы воспитания в образовательных учреждениях страны!”


Жюри конкурса "Лидеры России" положительно оценило видеоотчёт о программе, и Галина Сурдуляк-Серебренникова вышла в полуфинал.
Позже видео о программе было отправлено вместе с заявкой на участие в отборе региональных экспертов Агентства стратегических инициатив. Заявку одобрили, и в июле 2020 г. Галина была назначена членом экспертной группы АСИ по направлению "Образование и кадры".