РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
"НАШЕ БУДУЩЕЕ - НАШ ВЫБОР"
Тесты показали, что у детей изменились представления о мире и о себе, жизненные ценности и цели. Обобщая результаты, можно сказать, что до прохождения программы дети видели смысл своей жизни прежде всего в том, чтобы быть свободными и получать удовольствие от жизни, то есть выбирали эгоистические и гедонистические смыслы, а теперь для них стало важным совершенствовать себя, помогать другим людям и улучшать мир, а это уже смыслы самореализации и альтруистические смыслы.
В первом тестировании в задании, где нужно было выбрать два своих самых заветных желания, больше половины участников ответили, что хотят исполнить свои собственные желания, двое в группе выбрали в качестве своего заветного желания вариант: «Отомстить всем, кому хотел».
В итоговом тестировании больше половины детей выбрали пункты: «Я сделал бы счастливее свою семью / друзей», «Я бы сделал всех людей немного добрее». Другими словами, преобладающая у детей личностная направленность на себя по завершении программы стала меняться: появилось больше направленности на помощь ближайшему окружению, направленности на общество и мир в целом.
В тесте, определяющем уровень социализации и доминирующий тип мотивации, где детям нужно было подумать, как они вели бы себя в различных сложных, конфликтных ситуациях, в этот раз участники реже отвечали: «Не знаю, как я поступил бы, зависит от обстоятельств / от настроения», «Как все будут делать, так и я», - и чаще выбирали вариант ответа, где речь шла о помощи другим: "Предложу свою помощь", "Вступлюсь за обиженного".
У каждого в группе уменьшились неконтролируемость поведения, склонность подчиняться обстоятельствам, импульсивность, инфантилизм, ребята стали больше ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ориентироваться на сотрудничество.
Сравнивая результаты первичного и итогового тестирований, мы увидели, что у детей начали происходить изменения в картине мира: убеждения о враждебности и непредсказуемости мира (которые формируются вследствие психологических травм) стали уступать место таким убеждениям, как "В людях есть не только злоба, но и доброта", "Я могу влиять на мир, я могу влиять на других людей", "Мир устроен справедливо", "Я нужен в этом мире, я нужен людям". У подростков улучшился образ «Я», то есть стало больше ощущения собственной ценности, появилось восприятие себя как того, кто достоин уважения и любви.
Улучшилось психологическое состояние детей, у которых в начале программы был критически высокий уровень тревожности - по завершении программы показатель снизился до высокого на границе со средним и до среднего уровня.
Существенно снизился у подростков уровень агрессивности. У тех, кто ходил регулярно, значительно уменьшился уровень физической и вербальной агрессии, стало меньше враждебности, негативизма, подозрительности, склонности чрезмерно обвинять себя и обижаться на окружающих.
Так как развитию эмоционального интеллекта на занятиях было уделено много внимания, мы рассчитывали добиться серьёзных изменений у ребят по этому показателю. У всех подростков, принявших участие в программе, эмоциональный интеллект был на низком уровне (максимальные значения - средние на границе с низкими). По итогу повторной диагностики у 4-х участников уровень эмоционального интеллекта стал высоким, у остальных – средним на границе с высоким, и всего у двоих остался низким, но уже на границе со средним. Почти у всех детей мы увидели высокий уровень понимания эмоций других людей. Понимание своего эмоционального состояния также улучшилось.
Важно отметить, что в итоговом тестировании мы обнаружили меньше социально желательных ответов, то есть ответов, которые испытуемые дают с целью приукрасить реальность, показать себя с лучшей стороны, скрыть свои проблемы и недостатки, - ребята отвечали уже более открыто и честно, можно предположить, они стали чувствовать себя увереннее, в целом ощущали больше доверия.
Наблюдая за поведением детей на протяжении программы, мы отметили, что атмосфера в группе изменилась: ребята начали лучше друг друга понимать, в отношениях появилось доверие и уважение, ссор между ними стало меньше. Если раньше в результате конфликтов подростки, как правило, прекращали общение друг с другом, зачастую надолго, то, благодаря участию в программе, они перестали выходить из коммуникации вследствие конфликтов и научились говорить друг другу о том, что им не нравится в их отношениях и что они хотели бы изменить.
Мы понимаем, что 1,5 месяца занятий – это очень небольшой срок для психологической работы, тем более, для работы по формированию духовно-нравственной сферы личности, но мы рады тем результатам, которых удалось достичь! Дети разрешили множество затяжных конфликтов в семье и с друзьями, а также с сотрудниками ресурсного центра, начали говорить о своих чувствах открыто и без обвинения, перестали прибегать к физическому насилию и словесной агрессии, изменили отношение к конфликту, стали задумываться о жизненных целях и о том, как они могут приносить пользу обществу.
Сравнительный анализ индивидуальных результатов первичной и итоговой диагностики участников программы “Наше будущее - наш выбор” мы выложим в отдельном документе.
Ко всем изучаемым темам ребята получали методические материалы. Многие бережно хранили свои папки с домашними заданиями, изучали их самостоятельно и задавали по ним вопросы на ближайшем тренинге или на индивидуальной консультации.
К сожалению, было невозможно организовать посещение каждым ребёнком всех занятий программы, без пропусков не обошлось: по окончании срока пребывания в стационаре детей забирали домой, несколько человек отправили в больницу, одного подростка направили в Центр реабилитации для лечения зависимостей, целая группа ребят ходила на курсы подготовки к ЕГЭ. Это была дополнительная сложность в нашей работе, потому что к основному составу периодически присоединялись новички, и нам приходилось каждый раз заново объяснять им пройденные темы. По этим же причинам не все участники программы смогли пройти итоговую диагностику.
На индивидуальном консультировании тринадцатилетний участник, который был только на последних двух занятиях, попросил рассказать, что такое «состояние психологической защиты» и «состояние обучения», о которых мы говорили на программе. Ребята сами вызвались объяснить ему эту тему: “Когда человек находится в состоянии психологической защиты (спора, борьбы, протеста), невозможно воспринять новую информацию, поэтому возникают трудности в обучении и общении, да и хорошие отношения ни с кем построить не получается. В «состоянии обучения» (в сотрудничестве) человек настроен на то, чтобы усвоить новую информацию, разрешить конфликт, выстроить хорошие отношения”. Ребята поделились с ним опытом, как замечать в себе состояние защиты / протеста и настраиваться на сотрудничество с окружающими.
Участница, пропустившая бОльшую часть программы из-за пребывания в больнице, попросила совета, как ей помочь родителям чувствовать себя лучше после развода и как ей самой справляться с этой ситуацией. Девочка осталась с папой, но родители продолжали конфликтовать, и им было не до неё. Полтора года она не ходила в школу и не видела смысла в учёбе. Девочка сказала, что прислушалась к нашему совету и приняла решение вернуться к учёбе, подтянуть свои знания, чтобы успешно закончить школу.
Мы сказали, что тем самым она и своим родителям сможет помочь, потому что они будут спокойны хотя бы за неё, за её будущее. Мы напомнили ребятам притчу «Всё начинается с нас», в которой речь идёт о том, как даже маленький ребёнок может повлиять на улучшение отношений между всеми членами семьи, если принимает решение жить по-человечески, то есть опираться на законы нравственности и принципы построения гармоничных отношений.
Дети не хотели расходиться, но мы сказали, что встретимся с ними через неделю, чтобы сделать отчётный видеоролик для презентации программы "Наше будущее - наш выбор" на конкурсе «Лидеры России». Всех ребят мы пригласили принять участие в съёмках.
Диагностический пакет программы “Наше будущее - наш выбор”