Инновационность психолого-педагогической технологии “Человековедение” (ППТЧ), отражающей интегрированный подход к воспитанию, складывается из нескольких составляющих:
1) разработан уникальный психолого-педагогический подход, который позволяет обучить учащихся тому, как конструктивно и продуктивно ОБХОДИТЬСЯ С “ТЁМНЫМИ” СТОРОНАМИ ЖИЗНИ, что стало особенно актуально в современном VUCA-(BANI-)мире:
- конфликтами, враждебным отношением (в семье, группе, коллективе),
- тяжёлыми чувствами и эмоциями (страхом, бессмысленностью, бессилием, несправедливостью, гневом, болью, обидой, стыдом, виной, скорбью, печалью, разочарованием и др.),
- трудными жизненными ситуациями (развод родителей, сложносоставная или неполная семья (если родители в разводе и / или в повторном браке, в том числе при наличии братьев / сестёр и других членов семейной системы от повторного / предыдущего брака родителей), потеря близких, тяжёлое заболевание, в том числе у кого-то из близких, и др.);
2) ППТЧ предоставляет педагогам в школе, школьным психологам, родителям учеников, преподавателям в колледжах и вузах, социальным работникам, взаимодействующим с детьми и подростками, инструментарий, который позволяет обучить учащихся конструктивным моделям построения отношений
- с родителями и другими членами семьи,
- со старшими,
- со сверстниками,
- с младшими,
- с друзьями,
- с противоположным полом,
- с преподавателями,
- со всеми окружающими,
- с самим собой,
- с миром;
3) ППТ “Человековедение” помогает таким образом повлиять на социальную ситуацию развития школьников, чтобы стало реально возможным осуществить задачу воспитания, то есть, как сказано в “Законе об образовании РФ”, осуществить “деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде”;
4) методологическая база ППТЧ создана с опорой
- на историю педагогики, школьную педагогику, педагогическую инноватику, педагогическую аксиологию, возрастную и общую психологию, акмеологию, конфликтологию,
- на отечественные, зарубежные классические и передовые психотерапевтические направления и методы: психодинамическое направление, когнитивную психологию, экзистенциальную психологию, экзистенциально-деятельностную психологию, гештальт-психологию, травматерапию, системную семейную терапию, системную сексуальную терапию, процессуальную терапию, телесно-ориентированную терапию, арт-терапию, краткосрочную позитивную психотерапию, системное развитие организаций, системный коучинг, системную медиацию и др.